В Московском театральном центре «Вишневый сад» играют спектакль по пьесе А.Н.Островского «Волки и овцы». Режиссер-постановщик и исполнитель главной роли —Александр Вилькин.

«Волки и овцы» — сатирическая комедия. Нет в ней ни героинь с горячими сердцами. Ни влюбленных молодых романтиков, страдающих под пятой самодуров, -словом, всех тех, кто населяет большинство пьес нашего классика. Здесь только « волки» да «овцы», стая хищников и безответные ее жертвы. Возглавляет стаю Миропа Давыдовна Мурзавецкая, всеобщая благодетельница и спасительница, советчица, под личиной святости и безгрешности творящая козни и плетущая интриги. Ее роль играет Ольга Широкова, оправдывая свою фамилию прямо по Островскому. Вот уж поистине диапазон у актрисы! От абсурдистских героинь Ионеско до психологических характеров Уильямса и Чехова. Играет, кажется, все: и лирическую мелодраму, и задорную комедию. Худенькая, женственная, хрупкая, большеглазая, с легким нервом. Куда все это девается в Мурзавецкой?

В «Волках и овцах» Широкова сжата, как пружина, она кажется выше ростом, солиднее. Лицо неузнаваемое, широкий энергичный шаг, властные интонации, Сейчас ее цель — завладеть состоянием богатой молодой вдовы Купавиной. Для этого женить ее на своем племяннике, ничтожном пьянчужке, носящим гордое имя- Апполон. А его единственный друг — верный пес, ни больше, ни меньше как Тамерлан. Эту парочку режиссер и актер Рифат Сафиулин представляют нам почти как единое существо. Мурзавецкий на авансцене, лицом к залу , зовет Тамерлана. При этом актер играет за них обоих с помощью уморительной мимики. Сразу ясно: добровольно за это странное существо Купавина не пойдет. Мурзавецкой приходится припугнуть ее фальшивыми документами. При этом ее самое одолевает страх. Ведь если подлог откроется, она рискует потерять все: и положение, и репутацию. Незабываем эпизод, когда Широкова внезапно падает на колени лицом к залу. Кается, истово, горячо, как перед богом и народом, молит отпустить грехи. А потом так же встает, выпрямляется и снова идет плести свои интриги, Все шито-крыто. Никто ничего не слышал. Однако все же трещинка-то должна остаться после такого взрыва где-то в глубине темной души. А вот это в волчьей стае уже лишнее и до добра не доведет. Не быть ей победительницей как ее ученице- Глафире, у которой ни души, ни совести. Главного исполнителя коварных замыслов Мурзавецкой, Вухола Наумовича Чугунова, играет Сергей Ковалев. Острохарактерный актер, из тех, на ком держится репертуар труппы. Актуальность его высказываний режиссер поддерживает, вынося важнейшие эпизоды на авансцену. Чугунов выдает свои тирады, напрямую обращаясь ко зрителю. У него тоже есть племянничек, потомственный подлец, Клавдий Горецкий. Легальная профессия — специалист по межеванию, подпольная — подделыватель любого почерка, незаменимый в создании подложных писем. Эту роль очень сильно играет Евгений Сологалов. Оба они в любую минуту готовы предать и продать друг друга любому, кто больше заплатит. Одет Горецкий во все черное и есть в нем что-то дьявольское. Недаром свою тягу к Глафире (трудно назвать это влюбленностью) он выражает каким-то нечеловеческим образом: « Глафира Алексеевна, позвольте для вас какую-нибудь подлость сделать!».

Цель Глафиры — урвать богатого мужа. Ее роль в очередь играют две молодые красавицы — Ирина Сологалова и Марина Саускан. Каждая по-своему в меру своего обаяния обольщает и ловит в свои сети наивного и добродушного богача Лыняева, а затем идут на штурм, оседлав в буквальном смысле слова. В сцене «атаки» режиссерский рисунок настолько резок, что зрителю ясно: перед нами вполне современная молодая «оторва». Ни стыда, ни совести.

Михаил Борисович Лыняев — богатый помещик, почетный мировой судья. Казалось бы, ему все карты в руки. Действуй, защищай и защищайся,- выводи жуликов на чистую воду. В душе он все понимает и мечтает о свободе. Но на деле — ленив, безволен, любит покушать, а потом сладко вздремнуть. Куда ему против волчьей стаи! Играет его Игорь Бровин с комедийной легкостью. С блеском. При этом характер создает очень легкий, Лыняев у него и обаятельный, и смешной, и вызывающий сочувствие.

Под стать своему соседу и другая «овца» — Евлампия Николаевна Купавина. Казалось бы, безупречна, умна, держится с достоинством, одета со вкусом. После смерти мужа она богата и, как ей кажется, свободна. Исполнительница этой роли — Наталья Кабаева. Очень тонко, исподволь ведет свою героиню от радужных надежд к полной растерянности перед лицом реальности, о которой Купавина имеет весьма смутное представление. Видно, и родительский дом, и в замужестве ей внушали: не женского это ума дело — расчеты вести, да усадьбой управлять, а теперь она, запутанная в сети интриг Мурзавецкой чувствует себя беспомощной. Недаром же автор пьесы наградил Купавину такой тетушкой, как Анфуса Тихоновна, которая на старости лет даже говорить разучилась. Где уж, что уж… Вот и весь сказ. Уморительная старушка! Так ее играет молодая актриса Елена Щукина. На грани эксцентрики. Но мне кажется , что стоит задуматься, что если это возможное будущее самой Купавиной. Нет, конечно, со своими данными, красотой, образованностью будет хозяйкой петербургского салона. Но внутренне … Ведь, став женой Беркутова, она наверняка утратит самостоятельность суждений и про себя будет твердить, как ее тетушка: « Ну где уж мне самой-то решать? Что уж, вы там сами уж…» Разве не к этому идет дело?

В момент полной безысходности положения Евлампии Николаевны, поставленной перед выбором: или лишиться состояния или замуж за Аполлона с его Тамерланом, — и появляется главный герой, благодетель и спаситель, Василий Иванович Беркутов. И тут мне хочется оглянуться в прошлое. Пьесу «Волки и овцы» я помню по классическим спектаклям Малого театра, в которых играли великие артисты. Почто все остались в памяти. Могу рассказать, как кто кого играл. Но кто исполнял роль Беркутова — не помню. К концу спектакля появлялся высокий представительный резонер, лишенный ярких индивидуальных черт. И наводил порядок. Тогда у нас была другая жизнь, и проблемы захвата частной собственности никого особенно не задевали. Поскольку ее ни у кого не было. А власть от нее никак не зависела. Теперь у зрителя иное восприятие, и Беркутов становится главным действующим лицом. В этой роли выступает сам постановщик спектакля Александр Вилькин. Никаких внешних аналогий, ассоциаций, ничего от стереотипов «нового русского» или «крутого» дельца современной складки. Наоборот, на сцене появляется немолодой человек, в несколько мешковатом сером костюме, с негромким голосом, с доверительными интонациями; мягкий, обходительный в манерах, контактный, -словом свой в доску. Он тут всех знает, со всеми знаком , в курсе всех дел. Своему приятелю Лыняеву Беркутов сразу объявляет, что приехал жениться на Купавиной с целью завладеть ее имуществом, так как тут будут прокладывать железную дорогу и цена на нее возрастет во много раз. Однако делать предложение Купавиной не спешит. Она сама должна понять, что у нее нет другого выхода , как идти за него замуж. В очень короткое время Беркутов разбирается в интриге вокруг имения Купавиной. И тут оказывается , что он только мягко стелет, а на деле у него такая волчья хватка, которая местной стае и не снилась. При этом Беркутов никого не собирается выводить на чистую воду и отдавать в руки так называемого правосудия. Зачем? Подлоги, мошенничество — все это в порядке вещей, Главное, чтобы все служили ему, были в его власти. А он совсем не деспот. Боже упаси! Это волк в овечьей шкуре. Самая опасная разновидность хищников. Происходит «мягкая» внешне, но «крутая» и моментальная по существу смена лидеров. Теперь Мурзавецкая опускается на колени уже не перед господом или народом. А перед разоблачившим ее козни Беркутовым : « Батюшка, не погуби!» Ну зачем же он станет кого-то губить? Наоборот. Уживаться ему надо со всеми, и с волками, и с овцами. Ведь он же не просто жениться приехал. Они все теперь сами (и Лыняев, и Мурзавецкая) просят, чтобы Беркутову баллотировался на самые видные в округе должности — предводителя, председателя…В общем лучшего главы и не сыщешь Ну, просто отец родной. Так Беркутов разом переворачивает все представленияо нравственности, которая, по мнению волчьей стаи, давно уже устарела. Вот теперь мы понимаем, что означает подзаголовок на программке спектакля: предвыборная комедия в 3-х действиях. Ясно, что все это только начало карьеры Беркутова. Вот построят железную дорог7у, а уж там они разойдутся… Но это уже за пределами пьесы. Не будем, однако, забывать, что «волки и овцы» — это всего лишь сатира. А горячих сердец и добрых душ в других пьесах классика никто не отменил. Разве, кроме ультрамодных режиссеров, которые к добру и романтизму относятся с недоверием, Но Александр Вилькин никогда не стремился быть модным, а новым — бывает часто, во всех своих лучших работах, и режиссерских, и актерских. Во втором составе спектакля в роли Беркутова выступает молодой актер Павел Архипов. Играет неплохо. Но пока еще образу не достает объемности и индивидуальных черт. Но будем надеяться, что у артиста все еще впереди. Спектакль только еще начинает свою сценическую жизнь. Зрителю он явно нравится. Те, Кто пришел смотреть Островского. И современного, и вместе с тем традиционного, именно этот синтез и получили, Легкие, выразительные декорации Николая Эпова, удобные для переноса в театре, который все еще является «передвижным». Прекрасные костюмы Светланы Ставцевой, как бы говорящие: современность темы не передашь джинсами и мобильниками. Наоборот, если персонаж в костюме XIX века говорит с нами о сегодняшних наболевших проблемах , это значит, что они и раньше были. Музыка Никиты Широкова вводит нас в атмосферу действия, комментирует его, создавая определенное настроение.

А напоследок хочется выразить надежду зрителей и почитателей Театра, носящего название «Вишневый сад» как выражение верности традиционным этическим ценностям и вечному новаторству наших классиков, — надежду на то. Что он наконец-то обретет свое постоянное здание. Нам кажется, что это он уже заслужил.

Евгения Дубнова