Размер Цвет Изображения Выйти
Оцените наш театр!

Театр в театре: смешной и грустный «Балаган»

Автор: Нина Донских

В МТЦ «Вишневый сад» – снова премьера. Уже больше месяца в афише значится смешная, но с элементами грусти, комедия «Балаган» американского драматурга Чарльза Мори.  

Перед зрителями разворачивается жизнь небольшого малооплачиваемого провинциального театра, где ставят три классические постановки одновременно. Действие происходит действительно в балагане, а точнее,  в бывшем коровнике, который в летнее время перестраивается под театр. Чтобы привлечь зрителя, режиссер театра Гордон (заслуженный артист РФ Михаил Безобразов, Александр Волочиенко) ставит спектакли самых разных жанров. Тут и Гамлет, и тетушка Чарлея из Бразилии, и кровожадный Дракула (Тимофей Якомульский, Денис Кравцов).

Казалось бы гомерически смешная комедия в то же время заставляет задуматься о том, как важно человеку состояться в профессии, особенно – в профессии актера. Ведь нет больше на свете людей, способных каждодневно обнажать свою душу перед полным зрителей залом, доказывая свой профессионализм, талант, способности. И актеры МТЦ «Вишневый сад» п/р А.Вилькина это делают!

Смеяться тут разрешается, причем смех вызывает не только текст, но и блестящая игра самих актеров. Тайлер, Гордон, Крэг, юный Джек… В их игре – отражение характеров героев пьесы, но порой кажется (верю!) что играют они сами себя. Элегантная пара стареющих актеров (заслуженная артистка РФ Мария Остапенко, Валерий Новиков) заставляет задуматься о том, как быстро течет время, и как оно властно над уязвимой актерской профессией. Пара  блестяще играет, воплощая в себе все сбывшиеся и не сбывшиеся надежды.

Чарльз Мори, который приезжал в Москву, так рассказывал о своем произведении: «Пьеса была написана в 2001 году, но материал для нее накапливался в течение многих лет… Я всегда знал, что если захочу написать пьесу, то она будет больше, чем просто смешной сюжет. Я всегда хотел написать о людях театра, о тех, кто предан театру и стремится делать на сцене все возможное вопреки обстоятельствам».

Вот начало пьесы:

Февраль. Полная темнота. Луч света от карманного фонарика освещает хаотичное нагромождение самых разных вещей.

Джек. Брр, ну и холодрыга!

Гордон. Не то слово. Сейчас выключатель найду. (Фонарик гаснет.) Черт! Вечно все ломается. (Резкий звук: удар? падение?) Уй-й-й!

Джек. Вы целы?

Гордон. Вроде. (Зажигает спичку.) Вот, нашел. Я понял, где… (Спичка гаснет.) Блин! (Выходит; слышен щелчок и заваленное хламом помещение освещается хоть и тусклым, но все-таки светом; возвращается.) Ну вот, здесь всё и происходит!

Джек. Здесь?

Гордон. Да. Чувствуй себя как дома.

Джек. Ага… Однако!.

Гордон. Удивлен? Ну, да, это коровник.

Джек. Нет. То есть, да, видимо, коровник… или сарай?

Гордон. Коровы — на выход, актеры — на вход.

Джек. Актеры вместо коров?

Гордон. Ну, не так буквально. Впрочем, коров, как видишь, нет. Значит — вышли. Но они тут точно были лет сто… или двести… в общем, долго были. Когда идет дождь, в гримерках дерьмом несет. Пару сотен лет копилось, не вдруг выветрится. Здание отремонтировали в 1933 году. Тогда и возник наш театр.

Джек. Не вижу следов ремонта.

Гордон. Ну, сцену построили.

Джек. Послушайте, вы меня, наверное, брать не хотите, да? Отпугнуть решили? Где театр-то? Это, наверное, мастерская, вы тут декорации делаете?

Гордон. И декорации тоже. Но это — театр.

Джек. А публику куда сажаете?

Сюжет соткан из парадоксов, и в тоже время четко выстроен. За время спектакля мы побываем и в закулисье, увидев, какой же балаган творится там во время действия спектакля, как старательно актеры «вживаются» каждый в свою роль, как всей труппой ищут череп «бедного Йорика», который неизвестно куда закатился, а без этого реквизита невозможно сыграть сцену…

Кажется, в этом театре царит полная безнадега, и талантливый Гордон страдает от своей покровительницы, на деньги которой содержится театр, и вынужден делать то, что делать ему совсем не по душе… Вдумаемся, сколько загубленных блестящих замыслов было перечеркнуто из-за власти презренного металла…

По словам режиссера спектакля Натальи Шумилкиной, в пьесе присутствует разговор  о  творчестве, о любви, о какой-то жертве, которую ты приносишь или не приносишь ради служения искусству.

…Но вот – сезон закончен. Труппа скоро разъедется в разные концы страны и уже никогда не станет прежней – единым организмом, в котором «святая к театру и зрителям любовь» помогает выживать, бороться с бедностью и собственной гордыней.

Казалось бы, полная безнадега, и вот, как маленький лучик солнца, на сцене появляется девочка. Свет  надежды, который дает каждому и в зале, и на сцене шанс на то, что всё снова повторится. И будет новый балаган, будет шум, смех, веселье, любовь, разлука – будет вся наша жизнь, ведь все мы, по сути, в какой-то мере живем в балагане. Просто у каждого  он свой.

Уважаемые зрители! Просим Вас соблюдать меры по предотвращению распространения гриппа и ОРВИ.