Размер Цвет Изображения Выйти
Оцените наш театр!

Звезда нашего периода

Автор: Александр Иняхин

К юбилею народной артистки России Ольги Широковой режиссер Александр Вилькин, сценограф Сергей Тимонин и художник по костюмам Мария Федорова в Московском театральном центре «Вишневый сад», где актриса служит со дня основания, разумно выбрали сугубо бенефисную пьесу Джона Маррелла «Смех лангусты». В ней взбалмошная знаменитость, признанная величайшей актрисой Франции Сара Бернар, которой по сюжету уже 77, и ее 45-летний секретарь Жорж Питу, нанятый мега-звездой для работы над мемуарами, не столько заняты литературным трудом, сколько испытывают выдержку друг друга. Она - изощренными придирками и колкостями в его адрес, он - предельной дипломатичностью в отношении к ней. У него, разумеется, случаются срывы, особенно, когда Мадам требует от Питу «актерского соучастия» в попытках Бернар прочувствовать заново то, что давно прожито. И хотя Питу, как бы сейчас сказали, старательно держит «социальную дистанцию», ему это дается с трудом.

Из подобных пикировок, часто изящных, даже изысканных, а порой неподдельно драматичных, рождается портрет великой женщины и актрисы, всю жизнь бесстрашно боровшейся с судьбой. Недаром, когда Сара Бернар, будучи далеко за сорок, уже на протезе, выпархивала на сцену в роли Наполеона-Орленка со словами: «Мне двадцать лет и ждет меня корона, Мне двадцать лет, я сын Наполеона!» - восторженные зрители встречали ее стоя. А на фоне эскапад Бернар, пусть и вряд ли реальных (упала в обморок, увидев себя на киноэкране, спала в гробу, держала дома, даже выгуливала по Елисейским полям то ли льва, то ли леопарда), пиар нынешних медийных персонажей всего лишь детский лепет.

В пьесе и спектакле об этой стороне жизни актрисы речи нет. Здесь масштаб иной. Сара Бернар остается неповторимой и непостижимой в любом своем проявлении. Эти глубины, не без опасений, сознает даже Жорж Питу, обаятельный и внимательный к обстоятельствам и деталям в исполнении Алексея Щукина. Общение со звездой, похожей поначалу на старую ящерицу, обостряет его реакции, помогает быть смелее в отношении к жизни.

Звездная роль в свое время привлекла внимание многих актрис, с упоением игравших пьесу, полную, казалось бы, чисто салонных эффектов.

Истинная властительница дум, Сара Бернар в интерпретации Ольги Широковой, при всей эксцентричности облика и поведения, женщина и актриса мудрая от природы. Оставаясь «священным чудовищем» театрального мира, она сознает свою значимость и ответственность перед искусством и историей. Основной ее собеседник не столько старательный, но все же случайный секретарь, сколько безжалостное, но объективное Светило. Солнца она не боится и, не дождавшись зонта, остается даже днем на веранде под его палящими лучами.

Веранда, кстати, не только красива сама по себе. Пространство за нею дышит морским бризом и солнечным зноем, а лунная дорожка манит драгоценным сиянием. Даже пианино неожиданно меняет цвет, становясь то бледно-голубым, то янтарным. Эти образные акценты, которыми виртуозно пользуется художник Сергей Тимонин, очень полезны для создания камерной атмосферы действия (спектакль идет на малой сцене).

Разумеется, проблемы в спектакле возникают вовсе не камерные. Героиня его, великая актриса, сыгравшая Гамлета, на исходе дней столь же бесстрашно задумалась над судьбоносными вопросами жизни и смерти. Демонстративными капризами и эксцентриадой она сознательно взбадривает себя, чтобы не только побороть страх, но и открыть в себе новые силы.

Режиссер и актриса добавляют в характер героини еще одну эффектную краску. Начав свою жизнь в сюжете пьесы ветхой и вздорной старухой, Сара Бернар с какого-то момента начинает последовательно и неотвратимо молодеть: пластика ее смягчается, лицо сияет, ирония уже не столь язвительна, хотя прежней остроты не теряет. Кажется, будто Сара Бернар тоже нашла свое «средство Макропулоса», дарующее не только вечную молодость и творческий азарт, но и бесстрашие на грани небытия. Во всяком случае, становится понятен смысл названия пьесы, ибо, как уверяют знающие люди, лангуста перед смертью издает крик, похожий на смех.

Для подобного противостояния человеку, тем более, если это женщина и актриса, тоже нужны особенная смелость и сила духа.

Ольга Широкова, будучи неоспоримой звездой «нашего периода», вдохновенно и смело «вошла в контакт» с легендой мирового театра, открыв для себя и для нас много нового не только в ее уникальном характере, но и в загадочном космосе Искусства.

Выпуск №5-245/2022Премьеры Москвы

Уважаемые зрители! Просим Вас соблюдать меры по предотвращению распространения гриппа и ОРВИ.