Размер Цвет Изображения Выйти

Анекдот на злобу дня

Автор: Юлия Никольская

"Московская правда"

В конце прошлого сезона на сцене театра МТЦ «Вишневый сад» под руководством Александра Вилькина состоялась премьера спектакля «Печальный анекдот» по пьесе Льва Трегубова по мотивам рассказов Шолом-Алейхема. И это тот самый случай, когда эффект постановки определяется спустя время.
Сейчас, по прошествии нескольких месяцев можно отметить крайне противоречивые отзывы зрителей о данной режиссуре Вилькина. Для одних — это яркий музыкальный спектакль, с потрясающей хореографией и удивительной музыкой. Но вводит в замешательство трагичный финал спектакля. Вдумчивый же человек без труда под красочным обрамлением обнаружит философскую притчу с глубочайшим смыслом и мрачное завершение отнюдь не станет для него неожиданностью.
«Разве это анекдот?» — недовольно пожмет плечами зритель из первой категории, — «я шел в театр повеселиться…».
«История с парадоксальной развязкой» — так в своей книге «О границах дозволенного» художественный руководитель театра МТЦ «Вишневый сад» Александр Вилькин определяет понятие анекдота, а далее поясняет студентам: — «Предполагаемые обстоятельства создают начало истории, а дальше идет ее развитие, конфликтная стадия, и в момент развязки вам предлагают парадоксальное решение вместо предполагаемого логического, что и создает тот самый комедийный эффект».
Сложно не согласиться со столь исчерпывающим определением народного артиста России, другое дело, что все мы привыкли к анекдотам смешным, до ужаса примитивным, тем самым, которыми пестрят просторы интернета и юмористические сборники. Но Вилькин не из тех режиссеров, которые ограничиваются воздействием на поверхностные чувства зрителей! Он любит загадывать загадки, но ответы на них прячет глубоко, заставляя зрителя думать, анализировать, читать между строк!
Вот и под конец прошлого сезона Вилькин решил проверить нас «на вшивость», а если другими словами понять для себя – способен ли современный зритель, пресыщенный «беззагадочными» постановками, все еще улавливать глубокий смысл в смешных, а порой и нелепых сюжетах?
Вот и оказалось, что «Печальный анекдот» в постановке Александра Вилькина — спектакль, увы, не для всех. Но этого и следовало ожидать! В наше время, когда человек уставший, вымотанный после каждодневных трудовых будней, приходит в театр, он идет туда с единственной целью – развлечься! Но Вилькин не привык давать передышку разуму, он требователен к себе, а потому и к зрителям. Его «Печальный анекдот» парадоксален. История о бедном и неунывающем портном, для которого покупка козы обернулась нечастьем, а для жителей деревень Козодоевки и Злодеевки – непримиримой враждой – разве так мы себе представляем анекдот? Нам кажется, что он должен быть незамысловатым и смешным. Однако даже краткие истории о незадачливом муже, не вовремя вернувшимся из командировки, таят в себе печаль, трагедию, с тем лишь исключением, что затрагивает она отдельно взятую семью. А история о бедном портном, что представляет нам Вилькин – это трагедия двух деревень, народов, а если смотреть в самую глубину – всего мира! И нам не нравится это – мы не любим, когда вскрывают нарывы! Мы протестуем, когда нам указывают на наши душевные пороки – нет, мы никогда бы не поступили так! Мы бы не развязали войну по столь ничтожному поводу! А так ли это на самом деле?
Александр Вилькин по-отечески любит своих зрителей. Он верит, что, если указать нам на ошибки и провести над ними работу, мир станет лучше, а в наших душах – очищенных от скверны каждодневного выбора, не всегда сделанного в пользу совести, поселятся мир и любовь.
Но далеко не каждый готов принять собственное несовершенство. Мы привыкли судить других, но только не себя. Вилькин же предлагает вынести самим себе приговор, и зрителям, посмотревшим спектакль, так или иначе приходится это делать.
Готовы ли вы задать себе самый первый для спасения души вопрос – кто я?
http://mospravda.ru/2018/02/26/67486/