Оцените наш театр
Размер Цвет Изображения Выйти

Но если не я, то кто же другой

Автор: Марина Ледовская


А вы когда-нибудь задумывались из чего, как рождается сюжет? Ну, поэзия — это понятно, даже есть известная цитата про сор, хотя, безусловно, далеко не только из него. Поэзия рождается из вдохновения, впрочем, как и проза, ей тоже необходимо вдохновение.
Хорошо, тогда попытаемся понять, откуда черпается это самое вдохновение? А вот тут намного интереснее, почему? Потому что порой вдохновить может самое, на первый взгляд, простое или сложное, знакомое или, напротив, давно забытое. А, может, мелодия или обстановка, или время года, а может, утро или вечер? А еще — чье-то настроение. Да-да, настроение, как приятеля, так и совершенно незнакомого человека тоже может вдохновить на фантазию, и тогда из нее получится сюжет. Как у драматурга Алексея Николаевича Арбузова. Замечательнейшая пьеса под названием «Старомодная комедия». Сам автор рассказывал, что замысел ее возник под впечатлением случайной встречи на Арбате с проходившей мимо пожилой парой: “Им было лет по шестьдесят. Они шли, заботливо поддерживая друг друга. Добрые, аккуратные… И что всего интереснее — они хохотали…, смеялись, как очень счастливые люди. И я вдруг понял, как много теряют их ровесники, думая, что жизнь кончена…
При слове «старомодный» в моей памяти почему-то возникает картинка с патефоном, неспешно крутится пластинка с тягуче-мягким звуком. А может, это женская бархатная шляпка с вуалью, или камея с тонким профилем. А еще, благородство, манеры и настоящие чувства между людьми.
Увы, увы, но в наш век почти гиперзвуковых скоростей, клипового мышления, мозаичных картинок, информационного бума и пресыщения, рекламы, набившей оскомину, мы теряем что-то очень важное — основу, фундамент что ли. А главное, все очень быстро переводится в разряд старомодного. Но в чем я уверена — старомодным не должно становиться взаимное уважение, порядочность, честь, умение слушать и слышать, способность удивляться, открытость миру, любопытство к жизни, любовь, наконец.
Все это я с настоящим удовольствием и особым трепетом видела в спектакле МТЦ «Вишневый сад» под названием «Старомодная комедия».
Восхитительный во всех отношениях дуэт мужчины и женщины — Родион Николаевич и Лидия Васильевна. Два прекрасных актера — Вадим Райкин и Ольга Широкова. Так четко сыгранные, нет, прожитые характеры. Два человека, две судьбы, две, казалось бы, не пересекающиеся линии, они такие разные, но они пересеклись. И, как оказалось, общее есть — та внутренняя боль, та душевная рана, связанная с потерей самых близких, самых дорогих людей. Они научились жить с этой болью, с этой памятью. А знаете, что самое главное при всем этом? С гибелью сына Лидии Васильевны и жены Родиона Николаевича они оба не утратили силы своих чувств, не перестали, не разучились любить.
Как же тонко, пронзительно и очень искренне играют Вадим Николаевич и Ольга Александровна, погружая нас, зрителей, в мир внутренних переживаний своих героев! Как по ходу самой истории раскрываются их натуры, меняется поведение. Героиня Ольги Александровны — Лидия Васильевна изначально кажется слишком эксцентричной, взбалмошной, алогичной. Она живет против правил, кажется, даже вопреки системе. Но это лишь первое, поверхностное впечатление. Как оказывается, товарищ Жербер — дама заботливая, ранимая, благородная. Конечно же, сам Родион Николаевич человек далеко непростой, сначала резкий и угрюмый, он со временем теплеет и понимает, насколько дорога ему эта женщина. Особенно умилительна сцена между героями в больнице. Наверное, именно тогда возникает между ними первая нежность.
Как же мне импонирует настоящее уважение и тактичность между людьми, понимание порывов души, всего того, что они не сказали словами…
Деликатные паузы, пронзающие сердце взгляды. И даже бегство от любви, а потом возвращение Лидии Васильевны так понятно, так объяснимо. И сколько боли, а потом радости и счастья в глазах Родиона Николаевича…

На сцене два гениальных актера, на сцене непревзойденный дуэт. На сцене старомодная прекрасная любовь…

Марина Ледовская