Размер Цвет Изображения Выйти
Оцените наш театр!

Как быстро кончается жизнь

О. Берггольц
08 МАЯ (СРЕДА)
18:00 Малый зал

Правдивая и пронзительная, хрупкая, но бесстрашная, силой своего таланта, кажется, способная сдвигать горы! Такой предстает народная артистка России Ольга Широкова в блестяще воссозданном образе великой русской поэтессы Ольги Берггольц. Моноспектакль, сотворенный самой актрисой, способен заворожить, воздействовать на глубины подсознания мыслящего зрителя и заставить жить в унисон с происходящим на сцене. Ибо ни одно поколение не может остаться безучастным правде и памяти о нечеловеческих испытаниях духа, выпавших на долю народа в разные периоды истории нашей страны, о которых, с присущей ей отчаянной смелостью, писала Берггольц.

Продолжительность спектакля 1 час 30 минут без антракта.
Моноспектакль по дневникам, письмам и стихам Ольги Берггольц.
Автор композиции и исполнитель – народная артистка России,
лауреат премии Москвы в области литературы и искусства Ольга Широкова.
Режиссер - заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России Александр Вилькин

Действующие лица и исполнители

Ольга Берггольцн.а. РФ Ольга Широкова
 

Отзывы

«Моноспектакль Ольги Широковой «Как быстро кончается жизнь» в театре «Вишневый сад» (использованы дневники, письма и стихи Ольги Бергольц) «Р у с а л к а». Пустая голая сцена, с единственным еще «несожженным» стулом посредине. В зале полумрак, явно слышится безучастный звук метронома. Нет, он не звучит в динамиках, он слышится как бы изнутри памяти, которая выстраивает привычный алгоритм блокадного Ленинграда. Ждем появления актрисы в телогрейке, кирзовых сапогах, в платке, обвязанном вокруг головы. Но на сцену выходит, крайне сосредоточенная, погруженная в себя, Ольга Широкова в черном вечернем платье, в туфлях на высоких каблуках, нарушая все прописанные условности заявленной темы, как бы говоря: вы ждете, что сейчас завоет сирена, сцену затянет дымом и зазвучат блокадные стихи О.Бергольц, да, они прозвучат, но в контексте всей её недолгой жизни. Нежно проводит актриса рукой по витой спинке старого венского стула. Она не торопится, она зачарована звучащими в ней другими стихами. Ей надобно пробудиться сейчас от переполняющего её чувства счастья, чтобы рассказать о детстве О. Бергольц, незабываемом детстве, другой реальности – о её детском волшебном мире. «Русалка плыла по реке голубой» - звучит её сомнамбулический голос, «озаряемой полной луной». Детское сознание маленькой Ляльки было так потрясено этими стихами Лермонтова, что они навсегда запали в её восторженную душу, а домашние дали ей прозвище «русалка». Та Лялька-русалка так и осталась плескаться в лунных отблесках серебристой речной ряби, где «под тенью густых тростников | спит витязь, добыча ревнивой волны». До конца жизни она будет оберегать своего «спящего», «бездыханного витязя», во множестве ипостасей преображенного её пылкой влюбленной душой. «Но к страстным лобзаньям (её), не знаю зачем | остался он хладен и нем», - могла бы вместе с актрисой процитировать поэта Ольга Бергольц. Но этот детский восторг, это неистребимое состояние влюбленности, испытанное очарованной стихами маленькой Лялькой, питали её затем всю её жизнь, спасая в качестве противоядия в застенках НКВД от наглой и откровенной лжи, и не дав умереть в блокадном Ленинграде. Так был задуман моноспектакль Ольги Широковой, освященный светом детской любви и озвученный её теплым проникновенным голосом. Именно эта постоянная оглядка актрисы на безмятежное детство О.Бергольц, придала спектаклю пронзительную интонацию, звучавшую со сцены как «печаль моя светла». Безусловно, блокадный период её творчества оказался высочайшим взлетом поэта О.Бергольц. Но была еще целая жизнь впереди, где ей пришлось бороться с самой собой, болезненно вытравливая из души собственные иллюзии, расставаясь с мечтой о коммунистическом «рае» - со вкусом детства, счастья и бессмертия, со вкусом творчества и любви, глубоко укорененных в ней. Трудно давалось ей это. В её редких видеозаписях мы по-прежнему слышим голос человека надломленного, но не сломленного, человека неистового, даже в молчании, подобно «безъязыкому» колоколу. И было бы естественно, если бы и актриса, поддавшись горечи стихов, подхватила бы эту ярость трибуна. Но нет, в спектакле много горечи, но временами нам кажется, что благодаря голосу Ольги Широковой, искреннему, задушевному и всепрощающему, со сцены исповедуется нежная душа поэта – замороченная, истерзанная, как отцветший бутон, душа увянувшая не распустившись. «Так пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской». Как замечательно, что спектакль начинается лермонтовской «Русалкой», очаровавшей девочку своими поэтическими образами. Пробудившей в ней большого поэта, посулившей ей в будущем вдохновенную и творчески богатую жизнь. Но удачливость и слава – не её удел. Теперь только во сне она переживает отзвук былого детского счастья. «Я видела сон», - как мантру повторяет актриса, - сон из детства, из Углича, из окна монастырской кельи. Лялька смотрит на Божий храм, к которому ведет извилистая тропинка, пахнущую солнцем, окроплённая детской кровью царевича Димитрия; и, как завороженная, идет она к Храму, вся трепеща, обожженная счастьем. Храм сияет, светится вдали, его белоснежные очертания преломляются в жарких солнечных лучах. До Храма уже рукой подать, всего несколько шагов, и она мысленно уже проделала их, ощущая себя под его сводами, в прохладной полутьме, пахнущей ладаном… Но тут всё кончается, она просыпается, так и не достигнув Храма, - и этот сон повторяется снова и снова. Этот вещий сон ей снится так часто, что она знает его наизусть - и каждый раз в тот самый миг, как только пахнёт ей в лицо таинственной прохладой, сон прерывается, будто невидимой рукой кто-то выталкивает её, маленькую Ляльку, из её детского сна… Только человек с большим сердцем способен почувствовать и пережить состояние этого ребенка - и передать это нам, заставив испытать нас настоящий катарсис. Мы бесконечно благодарны актрисе Ольге Широковой с такой глубиной и проникновенностью рассказавшей об этой трагической судьбе большого поэта Ольги Бергольц. »
Автор: Александр, 09.03.2019