Это строчка стихотворения Ольги Берггольц, поэта, человека удивительной судьбы и удивительного мужества, чье имя и голос во время войны были знакомы не только блокадному Ленинграду, в котором она провела все страшные дни его осады, но и всему Советскому Союзу. Каждый день у микрофона с новыми стихами, корреспонденциями, очерками, словами ободрения и надежды, вселяющими веру в спасение отчаявшимся, умирающим от голода, холода и бомбежек людям. Ее попытались вывезти в Москву, уже отечную от голода, но она сбежала обратно в Ленинград, чтобы выжить или умереть со своим городом.
Сегодня стихи Ольги Берггольц не звучат по радио, тем более по телевидению, ее сборники не встречаются на книжных развалах. Молодое поколение ее практически не знает. Но старые ленинградцы, куда бы ни забросила их судьба, помнят, любят и чтут это имя и стихи поэта.
Актриса Ольга Широкова читает произведения Ольги Берггольц. И не просто читает. В ее исполнении моноспектакль «Как быстро кончается жизнь» не отстраненная декламация чужих стихов, а перевоплощение в образ самого поэта и разговор со зрителями от первого лица. Просто, доверительно ее героиня рассказывает о себе, начиная с детства. О своем любимом сне — Угличе, куда мама увезла ее с сестрой в 1918 году. Девочка выросла. Брак с поэтом Борисом Корниловым оказался недолгим. Со вторым мужем Николаем Молчановым уехала в Казахстан «строить социализм». В 37-м пережила арест, смерть обеих дочерей. Вернулась реабилитированная в пустой дом.
Скупые строки личной драмы перемежаются стихами. Мудрыми, глубокими. Ни ожесточения, ни не- ависти. Надо жить, работать.
Начало войны стало началом бессменной радиовахты Ольги Берггольц. Актриса берет в руки микрофон. Отныне он станет личным грозным оружием ее героини. Он будет разносить ее разящий врага голос по всему Ленинграду, прифронтовой полосе и дальше, дальше по стране: «Я говорю с тобой из Ленинграда… руками сжав обугленное сердце»… В январе 42-го умрет от голода Николай Молчанов, муж. Слезы потекут по ее лицу но она не выпустит из рук микрофона.
В зрительном зале замелькали у глаз платочки. Сегодняшняя аудитория актрисы Ольги Широковой — ленинградские блокадники. Пожилые люди со всей Москвы съехались на Беговую улицу в зал Театра под руководством Елены Камбуро- вой, что расположен под одной крышей с Театральным центром «Вернисаж». Они не стыдятся своих слез. Жизнь, молодость проходят сейчас перед их мысленной памятью. Тогда по радио они слышали только голос своего поэта. Многие, может быть, и не видели никогда живую Ольгу Берггольц. Ведь о телевидении в ту пору не было даже речи. И худенькая, изящная фигурка актрисы в скромном коричневом платье зримо олицетворяет для них сегодня феномен, легенду Ленинграда.
Сцена пуста. Только стул и брошенная на край стоящего поодаль рояля шаль, которую накинет актриса, спасаясь от леденящего блокадного холода. Скупой жест, никаких выплесков эмоций. Все в интонациях, тончайшей партитуре голосоведения. Как было у Ольги Берггольц, когда всю безграничную палитру человеческих чувств надо было передать только голосом.
XЗал не сразу приходит в себя, когда замолкает актриса. Зрителям нужна пауза, чтобы вернуться из прошлого в настоящее. А потом — шквал аплодисментов и благодарных слов. В гримуборной перед зеркалом сидит усталая женщина, тоже медленно возвращаясь из чужой жизни в свою. Но это счастливая усталость, цену которой знают только истинные таланты.
Актриса Театральное центра «Вишневый сад» Ольга Широкова за исполнение ролей Аманды («Стеклянный зверинец»), госпожи Пернель («Тартюф») и моноспектакля по стихам О.Берггольц «Как быстро кончается жизнь» в числе номинантов на соискание премии мэрии Москвы по разделу театра. Наша газета поддерживает это выдвижение.
Наталия Балашова о моноспектакле О.Широковой «Как быстро кончается жизнь…»
Уважаемые зрители! Просим Вас соблюдать меры по предотвращению распространения гриппа и ОРВИ.