Размер Цвет Изображения Выйти
Оцените наш театр!

Александр Вилькин: "25 лет для театра - дата серьезная"

Автор: Нина Донских

"Московская правда"

В этом сезоне Московский театральный центр «Вишневый сад» отмечает 25-летие своего основания. Наша беседа с народным артистом Российской Федерации, профессором, художественным руководителем МТЦ «Вишневый сад» Александром Вилькиным об этом важном для всей труппы театра и для его зрителей событии.

– Александр Михайлович, чем является для вас театр «Вишневый сад»?

– Отвечу кратко – отдушиной.

– В этом сезоне у вас двойной юбилей. 25 лет МТЦ «Вишневый сад» и юбилей народной артистки России Ольги Широковой. Из-за пандемии коронавируса оба этих события прошли незаметно. Но ведь недаром есть примета, что день рождения нельзя праздновать заранее. А вот отложить, пока эпидемиологическая обстановка стабилизируется, вполне возможно. Будет ли праздник?

– Ну конечно, 25 лет – дата достаточно серьезная. А если учесть сложности, которые мы преодолели, и как много нам удалось сделать, действительно праздничная. И надеемся, что оба юбилея нам удастся отметить не только внутри театра, но и со зрителями, потому что за годы существования уже сформировался свой зритель театра «Вишневый сад» – люди, которые любят наш театр, наших артистов и возвращаются к нам снова и снова.

– Не могу не спросить о моноспектакле Ольги Широковой «Как быстро кончается жизнь…» (по стихам, дневникам и письмам О. Берггольц). Единственным моноспектакле в вашем репертуаре. Он состоится?

– Безусловно! Мы играем его впервые после долгого перерыва и так же, как и зрители, очень любим этот спектакль.

 

– Продолжая беседу о театре «Вишневый сад», в одном из интервью вы сказали, что в его основу закладываются законы русского репертуарного психологического театра. Это уж точно не замок на песке. Но что, по вашему мнению, интересно зрителю сегодня?

– С моей точки зрения, нет какого-то однозначного понятия «зритель». И по запросам, и по уровню культуры, и по уровню эмоционального проникновения зрители очень разные. Каждый из них находит свой театр, близкий ему и интересный, свой драматургический материал. А искать усредненного зрителя – это путь в никуда. С другой стороны, не учитывать общественный запрос театр не может, поэтому после драматических постановок, посвященных 75-летию со дня Победы – я говорю о спектаклях «Рядовые» Алексея Дударева и «Нам дороги эти позабыть нельзя…» Инны Кабыш (режиссер Николай Сахаров), – думаю, мы можем расслабиться и поставить несколько комедий. Зрителю после всех потрясений они необходимы.

– Знаю, вы любите цитировать строчки из стихотворения Владимира Высоцкого: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним. Мне есть чем оправдаться перед ним». А что в вашем творчестве вы считаете главным?

– Я нечасто цитирую именно эту строчку, потому что в ней заложена конечная цель любого творческого человека и неизвестно, достижима она или нет. В своем творческом движении я никогда не ставил материальную выгоду на первое место. Как режиссер выпустил довольно много спектаклей, и все они связаны с духовным развитием личности и проблемами смысла существования. Оценка этого творчества посторонними людьми и театральными критиками меня волнует гораздо меньше, нежели искренность и чувство долга, выражения того, что для меня самого является важным.

– Чем можете особенно гордиться?

– Горжусь я больше всего тем, что в следующем году исполняется пятьдесят лет совместной жизни с моей женой, замечательной артисткой Ольгой Широковой. Горжусь, потому что быть мужем и женой – это не только удовольствие, но еще и колоссальный труд. Но я счастлив, что удается удерживать рядом с собой этого удивительного человека. Горжусь своими детьми и внуком. У каждого из них свой путь, но мне отрадно осознавать, что их видение жизни не расходится с моим.

 

– Волей обстоятельств мы все оказались в закулисье. Сейчас пандемия отступает, и оживает театральная Москва. В прошлом году вы поставили к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне спектакль «Рядовые». Какой спектакль будет следующим? Мы, зрители, очень ждем…

– Несмотря на сложный для каждого из нас 20-й год, мы не могли обойти вниманием 75-летие Победы. Потому что тема войны и того, какими жертвами и усилиями была завоевана Победа, с моей точки зрения, необходима в современном театре. Мы обязаны все время эту память хранить, подпитывать и воспитывать в последующих поколениях уважение к тем людям, которые принесли нам мир ценою своих жизней.

Отвечая на ваш вопрос, в этом сезоне в планах несколько спектаклей. Сначала мы выпустим очаровательную детективную комедию с элементами абсурда «Операция Модильяни» по пьесе итальянского автора Валерио Ронкетти. Это непростая по стилистике работа, но, спустя несколько репетиций, становится ясно, что актеры начали получать удовольствие от процесса. Вторую постановку ставим в рамках «Режиссерской мастерской МТЦ «Вишневый сад» – молодой режиссер Александр Савельев приступит к репетициям «Истории одного убийства» по произведению Робера Тома. Капитальное восстановление ожидает спектакль по одному из лучших драматических произведений XX века Эдварда Олби «Не боюсь Вирджинии Вульф» – там задействованы ведущие артисты нашего театра. А в следующем сезоне, бог даст, мы планируем выпустить спектакль специально для народной артистки Ольги Широковой «Смех лангусты» по произведению Джона Марелла.