Размер Цвет Изображения Выйти
Оцените наш театр!

Мария Остапенко: «В любом случае подключаешь свое сердце…»

Автор: Нина Донских

"Московская правда"

 Заслуженная артистка РФ, член Союза театральных деятелей, актриса МТЦ «Вишневый сад» Мария Остапенко с каждым выходом на сцену дарит зрителям всплеск положительных эмоций. Природный юмор актрисы украшает спектакль, делает его более объемным, добавляет яркие блики в общую картину театрального действа. Что там, за кулисами ее творчества?

– Мария Сергеевна, когда вы точно решили, что станете актрисой. Что повлияло на выбор, прямо скажем, совсем непростой.

– Просто не было другого выхода! Всё моё детство меня окружали артисты, музыканты, писатели, художники, журналисты. Сначала меня готовили в хореографическое училище Большого театра. На даче соорудили балетный станок, между двух лип прибили палку и каждое утро ставили к станку, но в шесть лет я воспротивилась этим «мукам» – какие занятия, когда меня ждут на поляне друзья играть в вышибалы, купаться в речке! В семь лет мама отдала меня в спортивное плавание, в бассейн «Москва» (хотела из меня спортсменку сделать), я честно отплавала два года, а потом покинула эту замечательную секцию. И в девять лет, попав во Дворец пионеров на Ленинских горах, записалась в Театр юных москвичей (ТЮМ).  Тогда я по-настоящему заболела театром! У нас были замечательные педагоги Е. В. Галкина и В. Н. Петухов. В ТЮМе занимались Наталья Гундарева, Сергей Никоненко, Леонид Нечаев, Владислав Долгоруков… да очень много теперь уже известных и замечательных мастеров нашего театра и кино. Можно составить целую энциклопедию ТЮМа. Так что, исходя из собственного опыта, советую всем родителям не выбирать детям профессию, а предоставить выбор им самим!

– Когда вы работаете над ролью, вы вносите в образ героя свои переживания или это полное погружение в материал автора пьесы и режиссера?

– В первую очередь, конечно,  погружение в материал – когда была написана пьеса, что в это время происходило, кто такая моя героиня, её биография… Личные переживания, именно личные, я не вношу, а вот эмоции, чувства – да, конечно, в любом случае подключаешь своё сердце. Для меня главное найти и понять, как моя героиня разговаривает.  Старые мхатовские мастера всегда искали тон своего героя, а в этом, конечно, очень помогает режиссёр постановщик. В нашем театре мы всегда бежим к Александру Михайловичу Вилькину за помощью, даже если не он ставит спектакль. Когда, например, мы репетировали «Праздничный сон Бальзаминова», я очень долго не могла понять и найти тон –  как разговаривает моя героиня, сваха Акулина Гавриловна Карсавина. Александр Михайлович просто сказал: «муха в меду»! И все сразу встало на свои места!

– У вас мастерски получается рассмешить зрителя. Это же очень сложно. Что помогает: ваше мастерство, работа режиссера или сам материал пьесы?

– Качество смеха бывает разным, в одном случае достаточно скорчить рожу и это вызывает смех, но такой смех не стоит ни труда, ни таланта, а бывает гротесковое проявление ситуации, которое тоже вызывает смех или смех сквозь слезы… Этим блистательно владели такие мастера, как Юрий Никулин, Олег Попов, Леонид Енгибаров.

– Вы совмещаете актерскую деятельность в театре с работой постановщика-хореографа. Какие работы с вашим участием в этой роли можно увидеть?

– Первой моей работой, как хореографа был спектакль в театре на Малой Бронной по сказке Андерсена «Принцесса и свинопас», потом были театры Современник, Современник-2, МХАТ им. Чехова, музыкальный театр Экспромт, музыкальный театр на Басманной (там до сих пор идёт спектакль «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова). На сегодняшний день многие спектакли в нашем театре идут при моем участии, как хореографа, также я работаю с театральной антрепризой «Творчество».

– И еще вопрос о работе на «Радио7 на Семи холмах». Ваши «Марусины сказки» обращены к самой взыскательной аудитории слушателей –  детям. Что вы хотите донести до них?

– На Радио7 меня пригласил режиссёр Дмитрий Креминский, и «Марусины сказки» выходили в эфир каждый день с понедельника по пятницу! Я согласилась сразу, не раздумывая. Читать сказки детской аудитории очень ответственно, дети сразу чувствуют неправду. Считаю, что самое главное это воспитывать в детях.

 – Кто ближе всех вам по духу не как актрисе, а как Марии Остапенко?

– Моя дочь, Дарья Белоусова, артистка театра Современник. Хотя я тоже старалась выбрать ей профессию, хотела, чтобы она стала зубным врачом… До сих пор не могу ответить на вопрос – почему? Хорошо, что она меня не послушалась. Мы во всём поддерживаем друг друга и понимаем с полуслова. Недавно Даша вместе с двумя подругами организовала арт пространство Л.И.Ф.Т (Лицей Искусств, Фантазии и Творчества), где проходят лекции по изобразительному искусству, литературе, религии, разные мастер-классы, поэтические вечера, вечера классической музыки…

Нина ДОНСКИХ.